Skip to main content
Статьи

Инвестиции в моду

By 28.12.2020No Comments

Мода — явление на стыке искусства и бизнеса. Фэшн-индустрия уже давно заняла свое прочное место в деловом мире, через нее проходят солидные инвестиции, а акции знаменитых модных брендов торгуются на мировых биржах и выставляются на IPO.

Участников этого рынка можно разделить на две категории: мировые титаны и яркие локальные бренды. К первым относятся модные дома, имена которых все знают давно: это тяжелый люкс вроде Versace, Armani, Christian Dior, Maison Margiela или спортивные гиганты вроде Nike и Adidas.

Статус подтверждается доходами: например, Cristian Dior за 2019 год заработал 54 млрд евро, а доход Adidas составил 22 млрд. На другой стороне баррикад — бренды меньшего масштаба, но крепко стоящие на ногах за счет крепкой лояльной аудитории. Например, российский бренд Saint-Tokyo дизайнера Юры Питенина, в вещах которого была замечена певица Леди Гага. Трудно однозначно оценить доход таких брендов, но по различным оценкам, это миллионы евро.

Само собой, фэшн-индустрия не проходит мимо инвесторов. Причем желающие выгодно вложиться часто смотрят не на громкость имени. Важно вкладываться в компанию, которая заточена под завтрашний день, а не под вчерашний или сегодняшний. Так два года назад инвестиционный фонд Fashion Tech Lab, основанный экс-главным редактором портала Buro 24/7 Мирославой Думой, вложил 100 тысяч долларов в стартап Dropel Fabrics, создающий долгосрочные материалы для одежды из хлопка и пряжи.

Как в других сферах, в моде существуют свои бизнес-ангелы. Например, венесуэльская предпринимательница Кармен Бускетс. Именно она первой поверила в женский мультибренд Net-a-Porter, производящий одежду, аксессуары и предметы мебели. Бускетс инвестировала в него 500 тысяч фунтов стерлингов в 2000 году, сделав марку и ее создательницу Натали Массне мировыми звездами.

Впрочем, инвесторы (а их, как известно, в первую очередь интересуют бренды), конечно, не обходят вниманием крупных игроков рынка. Так, вложившись в Nike только с дивидендов инвестор заработает 1%, а дивидендная доходность от ювелирного гиганта Tiffany составит 1,5-1,7%. Многие аналитики отмечают, что фэшн-ритейл — одна из самых привлекательных сфер для инвестиций. Вложения в такие проекты приносят инвестору прибыль уже через 3-5 лет. Рост объемов инвестиций в модную индустрию начался в 2012 году. Тогда внимание экспертов со всего мира привлек европейский стартап Fab.com, занимающийся продажей дизайнерских украшений, предметов одежды и интерьера. Всего за год существования компания получила 105 млн долларов инвестиций.

На рынке модных инвестиций уже появились постоянные игроки. Достаточно перечислить модные бренды, которые принадлежат фондам: Dr. Martens, Jimmy Choo, Reiss и Canada Goose. В моде, как и в других сферах, есть высокорисковые направления, и существуют фонды, которые финансируют именно их. Так фонд Fashion Capital Partners инвестирует в проекты на стыке моды и технологий, fashion tech.

В целом, фэшн-индустрия уже укрепилась в качестве полноценного игрока мирового бизнеса и любые суммы, вкладываемые инвесторами что в стартапы, что в известные модные дома, едва ли могут удивить.

Стоит отметить, что покупка акций модных домов — не утеха для членов какого-то закрытого клуба или крупных фондов. Почувствовать себя немного Джоном Гальяно может почти каждый, благо акции таких компаний, как Nike, Adidas, Guess, Gap, Levi Strauss, торгуются на санкт-петербургской бирже.